Постоянные читатели

четверг, 3 марта 2011 г.

Психология. Супергерои и образ мужественности

Американские ученые считают, что современные супергерои кино несут детям и юношам искаженный идеал мужественности через насилие, сарказм, эгоизм, щегольское поведение и не предлагают альтернатив, сообщает пресс-служба Американской ассоциации психологов, проводящей в эти дни свой ежегодный конгресс.

Первые супергерои из старых комиксов, такие, как Супермен, бывший в повседневной жизни журналистом, или Зеленый фонарь, работавший железнодорожным инженером, были придуманы для продвижения идей социальной справедливости, тогда как новое поколение супергероев в произведениях современных авторов думает только о себе, уверены психологи.

"Существует большая разница между супергероями современного кино и героями комиксов прошлых лет. Современные герои очень похожи на героев боевиков, постоянно участвующих в сценах насилия - агрессивных, насмешливых и редко упоминающих в своих диалогах идеи совершения хороших поступков во имя общества. Находясь вне своих супергеройских костюмов эти люди, как, например, Железный человек, демонстрируют щегольское поведение, злоупотребляют вниманием женщин и выражают свою мужественность с помощью оружия", - сказала профессор Шэрон Лэмб (Sharon Lamb) из Массачусетского университета, один из авторов докладов конференции.

По ее словам, герои комиксов прошлых лет, сражаясь с преступниками, могли быть настоящим примером для мальчиков, так как вне своих костюмов они оставались обычными людьми с их уязвимыми местами и житейскими проблемами.
В своей исследовательской работе Лэмб пыталась выяснить, каким образом современные СМИ формируют продаваемый ими образ мужественности для подростков. Для этого ученый и ее коллеги провели опросы 674 мальчиков в возрасте от 4 до 18 лет, а также большого количества продавцов в магазинах, чтобы выяснить, что молодым людям приходится читать и смотреть в кино и по телевизору.

Согласно выводам ученых, средства массовой информации, создавая для детей идеал мужественности, используют их потребность в формировании собственной индивидуальности. При этом они предлагают молодежи ограниченное количество стереотипов поведения, которые укладываются всего в две стратегии - дети, чтобы сохранить свое лицо, должны быть либо хозяевами положения, либо даже не должны пытаться им овладеть."Грубо говоря, если ты не можешь быть как супергерой, ты всегда можешь быть веселым разгильдяем, избегающим ответственности - совсем не тем, к чему должны стремиться молодые люди. Мы полагаем, что такой разрекламированный образ безответственности может даже сказываться на школьных оценках учеников", - сказала Лэмб.

Ученые полагают, что для того, чтобы дети не подпадали под зависимость от этих узких и фальшивых образов, их необходимо учить выявлять ложные посылы в поведении киногероев и сопротивляться насаждаемым стереотипам.

2 комментария: