От теории деятельности к психологии
И бихевиоризм, и теория деятельности, как и другие современные теории, неважно, отечественные или зарубежные, акцентируют свое внимание на различных формах проявления психики, не понимая ее сути. Я предлагаю читателям свое сущностное понимание психики, с которого, собственно говоря, впервые начинается именно психология как наука.
Модели психики, полная эволюционная шкала психических моделей. Процесс формирования магического кристалла психики. Движение познания от формы к сути.
0)Больная психика, полный разрыв между субъектом и объектом. Психика сама по себе, объективная реальность сама по себе. Каналы связи с объективной действительностью повреждены; уровень разрыва противоположностей.
1)Психика живой материи в процессе формирования представлений об объективной реальности. Объективная реальность представлена в виде нечетких образов, туманно, в виде цветовых пятен. Еще нет четкого разделения себя от мира, нет представлений об истине и лжи. Стадия тумана. Формирование представлений о противоположностях.
2)Сформированная дихотомическая, бытовая психика. Все четко делится по принципу истина или ложь, третьего не дано. Стадия грани магического кристалла. Магический кристалл психики представлен в виде одной грани. Пример: я вижу табуретку. Табуретка – это только табуретка, если это не табуретка – это ложное утверждение. Уровень борьбы противоположностей. Тоталитарная психика.
3)Многогранная психика. Психика многообразия. Эклектика. Все понимается как единство лжи и истины. Каждая ложь содержит в себе истину, каждая истина – ложь. Нет лжи без истины и наоборот. Понимание относительности, а не абсолютного характера этих категорий. Возможно много истин, и каждая из них будет одновременно истиной и ложью. Стадия множества граней магического кристалла. Уровень единства и гармоничного взаимодействия противоположностей. Либеральная, толерантная психика. Пример: Я вижу табуретку. Но это не только табуретка. Один из ученых видит ее как атомную решетку, другой – как колеблющийся вакуум. Кошка видит ее как серое пятно. Комар – как площадку для своего приземления. Каждый по-своему прав и не прав одновременно. У каждого своя истина и своя ложь. Сколько способов видения, столько видов лжи и истины. Нет одного объекта, есть многообразие объектов.
4)Психика как многообразие, интегрированное в единство. Многообразие единства. Понимание объективной реальности не как множества истин, а как множества способов видения, аспектов, граней единой истины. Каждый по-своему видит не свое, а одно и тоже, но под разным углом. Это уже стадия сформированного магического кристалла. Это уровень единства без противоположностей. Нет лжи и разных истин, есть единая многогранная истина. Каждый ее аспект – часть единой истины. Пример: нет табуретки, нет атомной решетки, нет колеблющегося вакуума, нет серого пятна, нет площадки для приземления – есть некий единый объект, проявляющий себя таким образом. Есть кристалл. На этом уровне возможно взаимопонимание и общая идеология.
5)Психика, не только как многообразие, интегрированное в единство, но и как единство, интегрированное в многообразие. Нельзя разделить психику как субъект от объективной реальности. Это одно целое. Единство многообразия. Понимание объективной реальности таким образом, что каждая грань истины одновременно является и единой истиной. Нельзя отделить грань истины от целой истины. Целая истина – это глобальная форма, форма единства ее грани, а грань – это индивидуальная форма, форма многообразия целой истины. Это голографическая модель магического кристалла. Суть голограммы в том, что каждая часть сдержит в себе целое, а целое – каждую часть. Капля – это океан в форме многообразия, а океан – это капля в форме единства. Табуретка в форме единства – это кристалл, кристалл в индивидуальной форме – это табуретка. Целое не состоит из частей, часть – это и есть целое, а целое – часть. Их нельзя отделить друг от друга, сами по себе они не существуют. В широком смысле табуретка в глобальной форме – это вселенная, космос. Космос в индивидуальной форме – это табуретка. Одно заключает в себе другое. Целое и часть интегрированы друг в друга. Это уровень потенциального единства без противоположностей. Последний материальный уровень. Пока еще магический кристалл психики материален, т.е. имеет форму проявления. Это определенным образом организованная потенциальная субстанция.
6)Психика не как потенциальное единство, а как синтез. Голограмма отсутствует. Она дематериализована, перешла в духовное состояние. Она пребывает в свернутом виде, в виде точки. Нет ни единства, ни многообразия. Ни единства в многообразии, ни многообразия в единстве. Это все иллюзии восприятия. Есть разумный дух. Это уровень матрицы, совершенной идеи. На этом уровне есть понимание, что материальная голограмма, кристалл – это лишь форма проявления духовного кристалла, совершенной идеи. Сам же духовный кристалл не имеет формы проявления. Хотя и имеет организацию. Это субстанциональная организация в чистом виде. Нет деления на субстанцию и организацию. Духовная субстанция – это и есть организация, а организация – это и есть духовная субстанция. Это то, что Гегель называл абсолютной идеей.
7)Последний уровень. Это отсутствие синтеза. Абсолютная идея, матрица всего сущего – это лишь форма проявления совершенного Создателя, Творца всего сущего. Творец несубстанционален и неорганизован. Он не духовен, он совершенен. Это осознанная вечность и бесконечность, осознанное небытие или совершенное осознанное бытие. Его никто не создавал, он изначально такой. Это Великое отсутствие и одновременно вездесущность. Это не материальный, не духовный, а совершенный магический кристалл. Это Владыка духа и материи. Пример: нет ни табуретки, ни космоса. Есть Создатель. То, что мы считаем табуреткой – это Создатель.0)Больная психика, полный разрыв между субъектом и объектом. Психика сама по себе, объективная реальность сама по себе. Каналы связи с объективной действительностью повреждены; уровень разрыва противоположностей.
1)Психика живой материи в процессе формирования представлений об объективной реальности. Объективная реальность представлена в виде нечетких образов, туманно, в виде цветовых пятен. Еще нет четкого разделения себя от мира, нет представлений об истине и лжи. Стадия тумана. Формирование представлений о противоположностях.
2)Сформированная дихотомическая, бытовая психика. Все четко делится по принципу истина или ложь, третьего не дано. Стадия грани магического кристалла. Магический кристалл психики представлен в виде одной грани. Пример: я вижу табуретку. Табуретка – это только табуретка, если это не табуретка – это ложное утверждение. Уровень борьбы противоположностей. Тоталитарная психика.
3)Многогранная психика. Психика многообразия. Эклектика. Все понимается как единство лжи и истины. Каждая ложь содержит в себе истину, каждая истина – ложь. Нет лжи без истины и наоборот. Понимание относительности, а не абсолютного характера этих категорий. Возможно много истин, и каждая из них будет одновременно истиной и ложью. Стадия множества граней магического кристалла. Уровень единства и гармоничного взаимодействия противоположностей. Либеральная, толерантная психика. Пример: Я вижу табуретку. Но это не только табуретка. Один из ученых видит ее как атомную решетку, другой – как колеблющийся вакуум. Кошка видит ее как серое пятно. Комар – как площадку для своего приземления. Каждый по-своему прав и не прав одновременно. У каждого своя истина и своя ложь. Сколько способов видения, столько видов лжи и истины. Нет одного объекта, есть многообразие объектов.
4)Психика как многообразие, интегрированное в единство. Многообразие единства. Понимание объективной реальности не как множества истин, а как множества способов видения, аспектов, граней единой истины. Каждый по-своему видит не свое, а одно и тоже, но под разным углом. Это уже стадия сформированного магического кристалла. Это уровень единства без противоположностей. Нет лжи и разных истин, есть единая многогранная истина. Каждый ее аспект – часть единой истины. Пример: нет табуретки, нет атомной решетки, нет колеблющегося вакуума, нет серого пятна, нет площадки для приземления – есть некий единый объект, проявляющий себя таким образом. Есть кристалл. На этом уровне возможно взаимопонимание и общая идеология.
5)Психика, не только как многообразие, интегрированное в единство, но и как единство, интегрированное в многообразие. Нельзя разделить психику как субъект от объективной реальности. Это одно целое. Единство многообразия. Понимание объективной реальности таким образом, что каждая грань истины одновременно является и единой истиной. Нельзя отделить грань истины от целой истины. Целая истина – это глобальная форма, форма единства ее грани, а грань – это индивидуальная форма, форма многообразия целой истины. Это голографическая модель магического кристалла. Суть голограммы в том, что каждая часть сдержит в себе целое, а целое – каждую часть. Капля – это океан в форме многообразия, а океан – это капля в форме единства. Табуретка в форме единства – это кристалл, кристалл в индивидуальной форме – это табуретка. Целое не состоит из частей, часть – это и есть целое, а целое – часть. Их нельзя отделить друг от друга, сами по себе они не существуют. В широком смысле табуретка в глобальной форме – это вселенная, космос. Космос в индивидуальной форме – это табуретка. Одно заключает в себе другое. Целое и часть интегрированы друг в друга. Это уровень потенциального единства без противоположностей. Последний материальный уровень. Пока еще магический кристалл психики материален, т.е. имеет форму проявления. Это определенным образом организованная потенциальная субстанция.
6)Психика не как потенциальное единство, а как синтез. Голограмма отсутствует. Она дематериализована, перешла в духовное состояние. Она пребывает в свернутом виде, в виде точки. Нет ни единства, ни многообразия. Ни единства в многообразии, ни многообразия в единстве. Это все иллюзии восприятия. Есть разумный дух. Это уровень матрицы, совершенной идеи. На этом уровне есть понимание, что материальная голограмма, кристалл – это лишь форма проявления духовного кристалла, совершенной идеи. Сам же духовный кристалл не имеет формы проявления. Хотя и имеет организацию. Это субстанциональная организация в чистом виде. Нет деления на субстанцию и организацию. Духовная субстанция – это и есть организация, а организация – это и есть духовная субстанция. Это то, что Гегель называл абсолютной идеей.
Р.S. Итак, то, что на низшем уровне понимания мы считаем материей, на высшем уровне постижения объективной действительности предстает перед нами как Творец.